Больше думаешь – меньше платишь. Как экономить?

Больше думаешь – меньше платишь. Как экономить?

Случалось ли вам когда-нибудь соглашаться на сотрудничество с кем-то, а затем передумать? В этом нет ничего удивительного: мы можем загореться каким-то проектом, например, требующим финансовых вложений, под действием импульса, а потом, с течением времени, остыть. Недавно группа американских психологов смогла подтвердить это экспериментально.

На первом этапе эксперимента участников разделили на две команды по четыре человека. Каждому из них выдавали по 40 центов, а затем предлагали по желанию внести произвольную сумму в общий фонд. При этом организаторы обещали в будущем увеличить фонд вдвое и разделить эту сумму поровну на всех. Таким образом, если бы все четверо пожертвовали по 40 центов, они в итоге получили бы по 80 центов. Если же кто-то один сэкономил бы 40 центов, он все равно получил бы прибыль в 60 центов.

Тем не менее, не все торопились расставаться с деньгами. И те, кто дольше размышлял перед тем, как отдать деньги в фонд, вкладывали туда в среднем меньше, чем те, кто раздумывал недолго: 21 цент против 27.

На следующем этапе задание усложнилось. Всех испытуемых поделили на две группы и потребовали, чтобы первая группа приняла решение о сумме взноса в течение десяти секунд, а вторая, напротив, подождала десять секунд. И снова оказалось, что те, кто промедлил с решением, вносили меньшую сумму.

Несмотря на то что одна серия экспериментов проводилась в лаборатории, а вторая — среди удаленных респондентов, участвующих в проекте Amazon Mechanical Turk, были получены примерно одинаковые результаты.

По мнению ученых, это свидетельствует о том, что наша склонность к сотрудничеству имеет интуитивную природу. Так, если мы сразу не вложили деньги в какой-нибудь финансовый проект, то вероятность, что мы вложим их позднее, снижается. С этим связан и эффект "лохотрона": люди, которые добровольно отдают свои деньги мошенникам на улице, затеявшим какую-нибудь сомнительную лотерею, впоследствии, обдумывая свой поступок, сами недоумевают, как могли так поступить… Также, если мы сразу не купили какую-то вещь в магазине под предлогом того, что нам надо обдумать ее покупку, то маловероятно, что мы купим ее позднее… Прекрасно зная об этом эффекте, "лохотронщики" и продавцы стараются не отпускать потенциального клиента, пока тот не выложит денежки…

С течением времени мы анализируем ситуацию и приходим к выводу, что данный проект далеко не так привлекателен, как казался ранее. Но в первые секунды или минуты эмоции превалируют над логикой, и человек, скажем, готов отдать большие деньги за некачественный товар, который ему навязывают, только потому, что ему внушают, что вещь хорошая, а деньги совсем смешные…

Разумеется, в любых ситуациях лучше контролировать свои эмоции и брать тайм-аут, особенно если речь идет о том, чтобы потратить некую денежную сумму. Если в процессе научного эксперимента участникам по крайней мере гарантировалась небольшая прибыль, то реальный бизнес-проект может оказаться убыточным и вы можете потерять даже то, что вложили, да еще оказаться в долгах. Недаром же говорят: семь раз отмерь — один раз отрежь!

Читайте также:

Как научиться экономить деньги. Хозяйке на заметку

Пять причин научиться экономить

Нелёгкий выбор косметики: стоит ли экономить?

Как прилично сэкономить на косметике?

Мужчины стали экономить на любовницах

Как одолеть вредные финансовые привычки?

Дисконтная хирургия: скидки на все

Недостатки мужчин не так уж и ужасны

Image

Александр Васильев критикует современную моду

На своей лекции в Воронеже Александр Васильев поделился своими соображениями о современной моде.

Image

Нарушения дресс−кода от герцогини Кейт Миддлтон

Кейт Миддлтон многие считают настоящей иконой элегантности и стиля, но при этом если отталкиваться от правил королевской семьи, то девушку та еще хулиганка в этом плане.

Image

Трендовые принты этого лета

Принты, которые будут актуальны летом 2019.

Image

Модный дом Valentino посвятил новую коллекцию Японии

Модный бренд сделал коллобарацию, посвящённую стране восходящего солнца.

Image

Жизнь в шоколаде

Высокая мода может быть не только красивой, но и вкусной. В Португалии состоялся показ, на котором представили платья из шоколада. 


Image

Голливудских звезд увековечили в пластике

Голливудских звезд увековечили в пластике: американский художник Ноэль Круз изготовляет кукол, которые удивительно похожи на своих прототипов. 

Image

Ледяной ЗАГС

В Мурманской области в деревне, расположенной вблизи города Кировска, открылся ледяной дворец бракосочетаний. Пары, решившие заключить брак в необычной обстановке, получат возможность выпить шампанского из ледяных бокалов и даже расписаться в ледяной книге регистрации. Впрочем, свидетельство о браке им выдадут настоящее.