Секрет женского счастья кроется в генах

Секрет женского счастья кроется в генах

Ключи от женского счастья, которые, если верить великому русскому поэту, "заброшены, потеряны у Бога самого", кажется, нашлись. Один из ключиков к состоянию радости и довольства жизнью американские биологи обнаружили в генах. Это первый женский ген счастья, обнаруженный исследователями. На мужчин действие данного гена не распространяется.

Женская психика противоречива: по статистике, именно женщины чаще чувствуют себя счастливыми, и одновременно они же чаще впадают в депрессию. Сотрудники университета Южной Флориды, Колумбийского университета и Института психиатрии штата Нью- Йорк заявили, что слабовыраженная форма гена моноаминоксидазы, А (МАОА) у женщин связана с повышенным ощущением счастья. "Это первый женский ген счастья", — говорит ведущий автор исследования, профессор эпидемиологии и биостатистики Флоридского колледжа общественного здравоохранения Хеньян Чен.

По словам исследователей, раньше ученым было известно лишь то, что низкая активность гена МАОА провоцирует такие негативные последствия, как алкоголизм, агрессию и асоциальное поведение. Некоторые ученые даже называли его "геном воина". Однако выяснилось, что он имеет "светлую" сторону, по крайней мере для женщин. По словам биологов, открытие поможет объяснить гендерные различия в восприятии и понять связь между конкретными генами и человеческим счастьем.

Ген МАОА регулирует ферменты, которые расщепляют серотонин, дофамин и другие нейромедиаторы в головном мозге. Все эти вещества еще называют "гормонами счастья" или "гормонами настроения". Снижения их уровня связано с депрессией. А вот снижение экспрессии гена МАОА, как выяснилось в ходе исследования, повышает количество данных нейромедиаторов в крови — то есть делает женщину более счастливой. А как быть с женским несчастьем? Почему представительницы прекрасного пола в большей степени подвержены депрессии?

Одной из причин может быть то, что женщины живут чувствами. В периоды, когда увеличивается вероятность впасть в депрессию, это оказывает им медвежью услугу. Милые леди много думают о причинах спада настроения — иногда до тех пор, пока это не приведет к усилению и увеличению продолжительности периодов депрессии. Тогда как мужчины в состоянии депрессии, напротив, склонны не показывать своих чувств, часто стараются отвлечься, заняться чем-то — и это помогает. (Впрочем, заметим в скобках, что если депрессия все-таки случилась, мужское стремление не показывать чувств может сослужить плохую службу, удерживая сильный пол от обращения к врачу и искренних разговоров с близкими).

В женской депрессии очень большую роль играют оскорбления физического и сексуального характера. В одном из исследований было подсчитано, что 37 процентов женщин еще в возрасте до 21 года неоднократно сталкивались с побоями, изнасилованиями или домогательствами. Некоторые члены ассоциации психиатров находят эту цифру заниженной и считают, что она составляет 50 процентов. У многих женщин проявления депрессии могут быть связаны с посттравматическим стрессом — особенно если инцидент произошел в детском или подростковом возрасте.

Супружество, как ни странно это звучит, также может быть фактором риска для женщин, но не для мужчин. Женщины, несчастливые в браке, чаще страдают от депрессии, чем женатые мужчины и даже одинокие женщины. Очень уязвимы и матери маленьких детей — здесь вступают в игру и гормоны, и "отлучение" от привычной деятельности, и сокращение средств, которые можно потратить "на себя".

Бедность тоже можно рассматривать как "путь к депрессии", а женщины по статистике чаще мужчин испытывают трудности материального характера. Немалую роль играет также физиология. Помимо возможной наследственной предрасположенности, свой вклад в депрессию вносит постоянно изменяющийся гормональный фон, а также период менструации, рождение ребенка или, напротив, бесплодие и менопауза.